Доставка почты » Полезная информация » Письменность Майя

Письменность Майя


Письменность Майя Цивилизация майя – одна из древнейших не только в Америке, но и во всем мире. Свое существование она начинает уже с III тысячелетия до н. э., достигнув расцвета в период между IV и X вв. н. э., получивший название классического. Майя аккумулировали обширные познания в астрономии, математике и астрологии, а также создали своеобразную систему письменности.

Структура и особенности письменности майя
Самая ранняя надпись, дошедшая до нашего времени, датируется серединой III века до н. э. Тем не менее сейчас уже практически не вызывает сомнения факт более раннего возникновения самой письменности. По типу она была словесно-слоговой, подобно египетской, то есть символы могли означать как одно слово, так и слог. Символы тщательно наносились на керамику, камень и дерево, а также книги из луба (т. н. кодексы майя).
Всего было около 800 знаков. Из них 550 обозначали целые слова, 150 – слоги, и около сотни были т. н. глифами, которые обозначали места и имена богов.

Знаки раскрашивались.
Символы писались в квадратных или прямоугольных блоках, в которых было от двух до шести знаков. Читались они слева направо, сверху вниз по зигзагообразной траектории. По форме сам знак представлял собой квадрат с закругленными краями. Он мог изображать различные явления и объекты, связанные с природой, животными, земледельческими работами или человеческим телом.

Дешифровка письменности
С началом испанской конкисты майянские тексты беспощадно уничтожались. До нашего времени дошло всего четыре рукописных кодекса. К XVI веку знание письменности было полностью потеряно.

Вскоре возникла необходимость знания местного языка христианскими миссионерами для более легкого обращения аборигенов в истинную веру. Католические монахи стали первыми исследователями. Диего де Ланда, епископ Юкатана, создал алфавит из 27 букв, используя знания двух местных жителей. Это был список, в котором майянские символы соответствовали испанским буквам. Он получил впоследствии название «алфавита де Ланды». Тогда еще не было известно о логосиллабическом характере майянской письменности.

Более глубокое исследование цивилизации майя началось с XIX века. В 1810 году Александром Гумбольдтом был издан первый майянский текст – т. н. Дрезденский кодекс, а в 1864-м французский аббат де Бурбур опубликовал рукопись де Ланды. На основе Дрезденского кодекса немецкий исследователь Эрнст Фёрстеманн предпринял в 1880-х гг. первую попытку расшифровки письменности. Он сумел разгадать систему летосчисления древней цивилизации и календарь.

До середины XX века существовало две точки зрения на майянскую письменность. Одни отстаивали ее фонетический характер, другие считали ее идеографической. Огромное значение для дешифровки письменности майя имела деятельность русского ученого Юрия Кнорозова. Анализируя алфавит де Ланды, он пришел к выводу, что буквы в нем означали силлабограммы, то есть слоги, а не алфавитные знаки. Свою точку зрения исследователь доказывал в статье «Древняя письменность Центральной Америки», опубликованной в 1952 году. Основываясь на своем открытии, спустя двадцать три года он написал обширный труд «Иероглифические рукописи майя», где были представлены переводы многих майянских рукописей. За свою деятельность ученый был награжден Орденом Серебряного Ацтекского орла от правительства Мексики за вклад в изучение древнейшей истории Центральной Америки. Кнорозов положил начало не только советской майянистике, но и активной расшифровке майянской письменности в последующие десятилетия.


Обратно