Доставка почты » Полезная информация » Почта России - первые шаги

Почта России - первые шаги


Почта России - первые шаги В русском княжестве под началом Москвы, как сейчас называют историки Московском государстве, почта называлась – ям, а почтовая служба ямской гоньбой. Как и много других названий, слово ям татарского происхождения и означает – дорога. К середине пятнадцатого века ямы были широко распространены по всему княжеству, которое быстро росло за счет увеличивающийся силы и влияния на соседние территории. Во многих городах российского государства до сих пор есть улицы с названием Ямская, Ямщицкая, на этих улицах в старинные времена жили ямщики - крестьяне, входившие в ямскую повинность обязанные снабжать лошадьми или сами перевозить царских гонцов с указами.

В ямскую повинность входила также обязанность следить за состоянием дорог, чинить мосты, обновление указателей. Иностранные гости очень удивлялись скорости ямщиков, их расторопности и налаженной работе, царские депеши доставлялись из Москвы в Новгород за три дня. Ямщики на подъезде к яму, почтовой станции, пронзительно свистели, услышавшие свист быстро готовили свежих лошадей, и ни что не задерживало следование указа, важного сообщения или груза. Ямская изба ведала всей ямской гоньбой, собирала подать на почтовую службу и ее содержание с крестьян, чуть позже стала называться ямским приказом.

В 1665 году иностранцы уговорили царя взять под свое начало всю почтовую службу и обязались перевозить почту между Швецией, Москвой и Польшей, но не смогли справиться с особенностями русских дорог, перепадами температур и осадками в разные времена года. Через десять лет иностранцы были отстранены от столь важного дела, из ямского приказа был создан Посольский приказ, который ямщиков нарядил в красные кафтаны, взял на официальную службу с жалованием из казны и приказом бить нещадно за несвоевременную доставку почты.

Постепенно ямская гоньба перерастала в государственную службу, ямщики стали гонять лошадей в Архангельск, в Воронеж, в Азов, в Якутск и Нерчинск, стал сокращаться путь одного ямщика до нескольких станцией вместо конечного города. Почта стала передаваться под роспись между ямщиками, на почтовых станциях приказы и указы различных государственных служб сортировались и ждали отправки во всех направлениях. Создавались новые маршруты движения, росло количество людей работающих на государственную почту. При Петре 1 открылось особое почтовое ведомство, которое принимало письма в организованных почтамтах и от населения, к началу 19 века в России действовало около 400 отделений. Письма, посылки принимались за наличный расчет по цене, зависящей от расстояния и веса. Почтовые перевозки стоили достаточно дорого, первое время услугами могли пользоваться в основном дворяне, помещики или зажиточные свободные люди.

Почта внутри города впервые была основана в Петербурге в 1833 году, первые почтовые ящики там же в 1845. Для пересылки почты внутри города государство изготовило штемпельные «куверты» с изображением герба, по цене шесть копеек, только в них принималась письма на почтамтах. «Куверты» стали предшественниками почтовых марок, а сами марки появились в России в 1857 году.


Обратно